"Еремеев В.Е. / Теория психосемиозиса и древняя антропоркосмология
В космической душе Платон выделяет три составляющих, которые создатель -
бог-демиург - еще в предкосмическую эпоху, "сделав из трех одно", слил в
"единую идею" ("Тимей" 35a). Первая составляющая - "неделимая и вечно
тождественная" вторая - "претерпевающая разделение в телах" третья - смесь,
причастная природе того и другого. Кратко: "тождественное", "иное" и
"сущность" ("Тимей" 35a,
. Все это, как уже говорилось выше, напоминает
гюрджиевскую концепцию "водородов", состоящих из трех сил. Сделав из всех
этих частей некую пластическую массу, создатель затем, в акте
космотворчества, начал ее подразделять на музыкальные пропорции. Ввиду
важности описания этого процесса следует привести его целиком (пер. С. С.
Аверинцева):
"Делить же он начал следующим образом: прежде всего отнял от целого одну
долю, затем вторую, вдвое большую, третью - в полтора раза больше второй и
в три раза больше первой, четвертую - вдвое больше второй, пятую - втрое
больше третьей, шестую - в восемь раз больше первой, а седьмую - больше
первой в двадцать семь раз. После этого он стал заполнять образовавшиеся
двойные и тройные промежутки, отсекая от той же смеси все новые доли и
помещая их между прежними долями таким образом, чтобы в каждом промежутке
было по два средних члена, из которых один превышал бы меньший из крайних
членов на такую же его часть, на какую часть превышал бы его больший, а
другой превышал бы меньший крайний член и уступал большему на одинаковое
число. Благодаря этим скрепам возникли новые промежутки, по 3/2, 4/3 и 9/8,
внутри прежних промежутков. Тогда он заполнил все промежутки по 4/3
промежутками по 9/8, оставляя от каждого промежутка частицу такой
протяженности, чтобы числа, разделенные этими оставшимися промежутками,
всякий раз относились друг к другу как 256 к 243. При этом смесь, от
которой бог брал упомянутые доли, была истрачена до конца" ("Тимей"
35b-36b).
Итак, вначале Платон получает ряд чисел 1, 2, 3, 4, 9, 8, 27. Затем
говорится об арифметической и гармонической пропорциях: a - b1= b1 - c и a
: c = (a - b2) : (b2 - c), где a - меньший член, c - больший член, b1 и b2
- средние члены. В теории музыки эти пропорции используются для построения
октавного музыкального звукоряда, который получил название пифагорова. С
помощью арифметической и гармонической пропорций в диапазоне октавы (1-2)
можно получить соответственно интервалы квинту 3/2 и кварту 4/3. Отношение
между квинтой и квартой составляет целый тон 9/8. Если кварту заполнить
двумя тонами, то останется еще интервал 256/243. Все эти дроби мы встречаем
и у Платона. В целом пифагоров строй выглядит следующим образом: Тут все
просто и ясно. Но у Платона помимо чисел 1 и 2, образующих октаву,
приводится еще пять: 3, 4, 9, 8, 27."